Закрыть ... [X]

Все точки на человеческом теле

Психологический тест «Человек» универсальный. Его можно использовать и для определения уровня интеллекта все точки на человеческом теле у детей, и для психодиагностики особенностей представления о себе у взрослых.

Рисуночный психологический тест «Человек»

Психологический тест «Человек» специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудина—Харриса «Нарисуй человека».

Какую информацию может дать психологичский тест «Человек»?

  1. Представление о себе
  2. Образ тела человека
  3. Уровень интеллекта (при определении уровня готовности к обучению в школе)

Инструкция: «Нарисуй человека» (любого, как хочешь). Если цель теста — определение уровня интеллекта, то можно дать задание: «Нарисуй человека в полный рост так хорошо, как ты умеешь». Важно обращать внимание на то, какие детали ребенок стирает или обводит несколько раз — это так называемые «проблемные зоны».

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест «Человек»: интерпретация

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

— человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы — адекватная самооценка;

— маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии — заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

— маленькая, но выше средней линии — компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

— огромная (больше 3/4 страницы) — завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево — человек ориентирован на прошлое («живет воспоминаниями»), вправо — на будущее («живет мечтами и надеждами»), находится в центре — на настоящее («здесь и сейчас»).

Фигура неустойчива, наклонена в сторону — неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии — уверенность, «твёрдо стоит на ногах».

Изображен человек своего пола — адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола — существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа «у него много друзей» будет «достаточно социальных контактов» или «не хватает социальных контактов». Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: «У него ОЧЕНЬ много друзей» или «Насчет друзей не знаю». Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 — ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

Голова — сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

Руки — символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы — общение затруднено.

Ноги — ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

Украшения, ресницы, прическа — артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому «проблемные зоны» будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

  • на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • нет туловища или туловище в виде палочки.
  • нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • нет ступней.
  • нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
  • подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

  • части тела отделены от туловища (не соединены с ним),
  • в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым),
  • изображен не человек (робот, монстр и т.д.),
  • полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры,
  • прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет — нормально),
  • нарисованы внутренние органы.

3. Интеллект

Уровень интеллекта оценивают по детализированности рисунка.

Основные детали: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги — за каждую начисляется 2 балла. Парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев точки (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1.

За пластический (обтекаемая фигура, мягкие линии) способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальная оценка — ноль, максимальная (при наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице:

Возраст Баллы 3г 6м — 4г
4г 1м — 5лет
5л 1м — 6л
6л 1м — 7л
7л 1м — 8л
8л 1м — 9л
9л 1м — 10л
10л 1м — 11л
11л 1м — 13л
13л 1м и старше

4 — 13
8 — 17
14 — 22
18 — 25
20 — 26
22 — 27
23 — 28
24 — 30
25 — 30
26 — 30

Психологический тест «Человек»: пример интерпретации

Психологический тест человек

Рисунок человека, мальчик Слава 7 лет

Первое, что бросается в глаза — нарисованы внутренние органы: кровеносная система, легкие и слухо-речевой аппарат. На лице нет глаз, а завитушки — это улитки внутеннего уха. В данном случае это признак шизоидной акцентуации характера и внешне проявляется как повышенный интерес к организму человека.

Рисунок нормального размера, расположен в центре. Стирания — в области головы (путаница в сфере мышления), левая нога, возможно, была травмирована. Человек нарисунке сконцентрирован внутри себя, на своем внутреннем мире — вокруг нет вообще ничего. Это особенность шизоидной акцентуации — погружение в свой собственный мир фантазий и уход от внешних контактов.

Интеллектуальное развитие:

  • основные детали: голова, туловище, рот, руки, ноги по 2 балла — 10;
  • второстепенные: уши, пальцы, ступни по 1 баллу — 3;
  • промежуточный способ изображения (туловище пластичное) — 2.

Итого 15 баллов — норма для 5-6 лет. Слава едва успевает по программе 1 класса.

Автор Крысанова Светлана
Иллюстрации являются собственностью автора.

Книги по рисуночным психологическим тестам

 

Смотрите также:

Вернуться в раздел Арт-терапия или на главную страницу.


Источник: http://art-psychology.ru/about/test_chelovek.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Точки на стопе, отвечающие за органы. Акупунктурные точки Лунный календарь ухода за ногтями 2017

Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле Все точки на человеческом теле

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ